Курсы для родителей

Что такое Сказковедение?

Недавно прочитала где-то, что “сказковедение - это наука о сказках”, а вы говорите, что это метод воспитания - какая из этих версий будет правильной?

На данный момент обе версии - правильные. Но мы предлагаем разделить понятия.

Сказкознание - пусть будет наукой о сказках. Термин “Сказкознание” состоит из вполне адекватных понятию двух слов: “сказка” и “знание”. Тогда как Сказковедение -  это метод воспитания детей с помощью народных сказок. Само слово составлено из двух смысловых основ: “Сказка” и “ведение” (от глагола “вести”). Воспитание по большому счету - это и есть “вести ребенка за собой в мир взрослости”. В детском возрасте мы, взрослые, воспитываем ребенка, разъясняем ему правила общества, в котором мы живем, готовим ребенка ко взрослой жизни. Вот и получается, что сказковедение помогает взрослым приобщать ребенка к правилам жизни в социуме.

Принудиловка какая-то?

Любой способ воспитания, даже самый совершенный, можно испортить принудиловкой. Сказковедение отличает как раз непринужденный характер взаимодействия взрослого с ребенком, опосредованный слушанием сказок. Вспомните, что говорят дети, когда им предлагают рассказать сказку. Обычно они с готовностью откликаются на данное предложение, потому что сказка несет в себе чувство спокойствия, умиротворенности, рассудительности, образности и игры воображения приятных ребенку. Поэтому назвать принудиловкой то, что несет радость встречи со сказкой - сложно.

Значит это что-то развлекательное?

И да, и нет:)

Сказки действительно любимы и взрослыми, и детьми, поэтому – да, развлекательное. Но сказки, помимо развлечения, являются способом воспитания ребенка.

Что это за способ такой?

О способах, а лучше сказать о методах воспитания, в наше время сказано много. Вам конечно же известны и метод убеждения, и метод поощрения-наказания, и метод личного примера. Существует еще множество методов воспитания. Сказковедение - один из них.

Наш народ издревле заметил, что рассказывание историй лучше всего учит ребенка правилам поведения. Как бы на примере других. Вот и получается, что рассказывая сказку мы проводим воспитательную беседу, в которой говорится и о поощрениях, и о наказаниях за разные поступки.

Это особенный метод воспитания, который помогает ребенку понять “что такое хорошо, и что такое плохо”.

Так что сказки учат правилам поведения?

Да. Каждая сказка рассказывает какую-то поучительную историю, которая касается только одного из правил поведения в обществе. А вместе сказки представляют собой энциклопедию поведенческих норм народа.

То есть можно просто рассказывать сказки и этим воспитывать детей?

Это было бы очень хорошо. Но ведь сказка только помогает воспитывать. Значимость других методов воспитания ничуть не меньшая и должна присутствовать в нашей жизни наравне со сказковедением. Мы лишь говорим о том, что взрослые (родители, педагоги, ученые, режиссеры) должны учитывать влиятельность  сказковедения на ребенка, его роль и значимость в процессе воспитания молодого поколения.

Главное помнить: каждому возрасту – своя сказка!

А разве сказки делятся по возрастам детей?

Конечно. Ребенок ведь не стоит на месте – он растет! А с его ростом меняются и его потребности, а, соответственно, и задачи воспитания.

Когда ребенок рождается, то нуждается лишь в теплом заботливом, внимательном отношении и в пище.

Подрастая, ребенок больше начинает взаимодействовать с людьми: сначала в семье, затем в садике с одногодками и воспитателем. Вот тут ему и начинают  пригождаться правила поведения в обществе. Сказки как раз вовремя приходят на помощь, рассказывая общие правила жизни в социуме.

Затем ребенок переходит из сада в  школу, у него появляются собственные предпочтения и увлечения различными видами деятельности: он обучается в различных секциях, общается с друзьями – происходит новый этап общественной жизни, который влияет на его развитие: ребенок начинает понимать, кто он, определяет себя по полу, образу, внешним и внутренним качествам, способностям, предпочтениям. И тут иные сказки направляют ребенка дальше.

Ведь сказки не напрягают слушателя, а заинтересовывают его, радуют и захватывают!

Как так «радуют»? А как быть со страшилками в народных сказках?

Вы правы, страшилки есть, но кому они адресованы? – точно не маленьким детям!

Страшилки как раз и показывают повзрослевшему ребенку, что не следует делать или куда не следует ходить. А для подростка страшилки играют совсем другую роль. Они становятся тем обозначенным препятствием на пути, преодолев которое герой становится взрослым.

В таких сказках героиня или герой сказки попадают в критическую ситуацию, которую они должны самостоятельно разрешить.

Неужели для каждого из этих периодов взросления ребенка имеются определенные сказки?

Вы же не излагаете маленькому ребенку философские трактаты о бытии и сознании, не анализируете с ним химические формулы состава пластика, или не рассказываете ему об интимных отношениях между супругами?

Всему свое время!

Хорошо. А как понять какую сказку можно ребенку рассказывать, а какая не подходит ему по возрасту?

Ответ на Ваш вопрос можно найти как  в рекомендациях к каждой книге сказок, так и в психологической литературе по сказкотерапии. Кстати, сказкотерапевты более точно определили возрастные рамки для разных видов сказок.

Можно и самостоятельно разобраться в этом вопросе. Для этого необходимо, прежде всего обратить внимание на возраст ребенка. Затем определить, чему мы хотим его научить. Подобрать соответствующую сказку из знакомых вам с детства или рекомендованных кем-то. Прочитать сказку самостоятельно, дабы убедиться, что она действительно хороша и соответствует вашим критериям. Выбрать благоприятное время и обстановку для рассказывания сказки ребенку.

Тут еще и время надо подбирать?

Может это звучит удивительно, но подбор времени - один из влиятельнейших факторов в воспитании ребенка. Существует цикличность активности и пассивности у человека в течение дня. Это связано с биоритмами человека.

Смена времен года, чередование дней и ночей, режим сна и бодрствования... Без чередования сокращения и расслабления сердца и других мышц невозможно осуществление движения. Без чередования процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы невозможна нормальная работа мозга.

Поэтому для рассказывания сказок необходимо подбирать именно тот период, когда ребенок готов выслушать сказку, т.е. период успокоения, пассивности. Это может быть время перед засыпанием, когда ребенок еще не спит, но уже и активность его значительно уменьшилась.

Правильно ли я понимаю, что сказковедение  выявляет именно те сказки, которые помогают приобщать детей к общепринятым правилам поведения в обществе?

Совершенно верно. Используя сказковедение, необходимо только помнить, что каждому возрасту – свои сказки!